Типы и маркировка дисков

Geka M
Автор темы, Доктор
Аватара
Geka M
Автор темы, Доктор
Возраст: 36
Репутация: -8
С нами: 9 лет 2 месяца
Возраст: 32
Автомобиль: МЗМА 402 1956 г.в. Nissan Teana 250 XV V6 2.5.
Откуда: г. Харьков

#1 Geka » 08.12.2009, 18:37

Типы и маркировка дисков

Типы дисков

Колесные диски делятся на две большие группы: стальные и сделанные из легких сплавов.

1. Стальные диски
2. Легкосплавные диски
3. Литые диски
4. Кованый диск

Стальные диски, точнее, их части, штампуют из листа, а потом эти части соединяют сваркой. Получается предельно дешево и достаточно качественно — именно поэтому подавляющее большинство автомобилей на заводском конвейере оснащают стальными.

Достоинства:

* невысокая цена;
* довольно высокая прочность и возможность восстановления даже в случае очень сильного смятия закраин.

Основные недостатки:

* большая масса,
* невысокая точность изготовления (а значит, возможны проблемы с балансировкой) и устаревший дизайн.
* невысокая коррозионная стойкость, во многом обусловленная качеством покрытия. При этом самая низкая коррозионная стойкость у дисков, покрытых эмалью и электрофорезом.

Легкосплавные диски по многим свойствам лучше стальных. Они допускают любые игры с дизайном, у них высочайшая точность изготовления, они прекрасно отводят тепло от тормозного узла, но главное — они легкие (чем легче диски, тем меньше общая масса неподрессоренных частей автомобиля, а значит, тем лучше). Это общие достоинства. Уточненно же судить об их плюсах и минусах можно, лишь учитывая, каким способом и из какого именно сплава они сделаны — тут много нюансов, колесо колесу рознь.

По способу изготовления легкосплавные диски делятся на литые и кованые.

Литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его основной минус: при долгой езде по колдобинам в металле идет процесс накопления микротрещин (невидимых и потому опасных), которые рано или поздно проявят себя — от сильного удара диск может расколоться.

Недостатки:

* Во-первых, литой диск требует серьезной защиты поверхности, без этого он быстро покрывается белесой оксидной пленкой и теряет товарный вид.
* Во- вторых,и это главное, он довольно хрупкий; при очень сильном ударе раскалывается, что на высокой скорости чрезвычайно опасно. Чтобы обеспечить достаточную механическую прочность, приходится увеличивать толщину стенок, а это снижает столь желанный выигрыш в весе.

Кованый диск. Ковка обеспечивает исключительно высокую прочность и жесткость конструкции. Кованый диск держит сильнейшие удары; в крайнем случае он не лопается, как литой, а гнется без образования трещин, что, безусловно, безопаснее. Кроме того, он очень легкий. Сравните: стальной штампованный диск, допустим, для 7-й модели ВМW весит 9 кг, литой алюминиевый - 7,8 кг, а кованый алюминиевый - 6,8 кг.Помять его теоретически можно, но скорее разлетится подвеска, чем помнется закраина кованого колеса.
Коррозионная стойкость кованого диска значительно выше, чем литого, а значит, ниже требования к защите поверхности. Если бы не высокая стоимость, обусловленная сложностью технологии, кованые диски, наверное, давно бы вытеснили все остальные - по большинству характеристик кованым нет равных.
Льют и куют диски из алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить легкосплавные диски в порядке «от минуса к плюсу» по чисто техническим параметрам, то ряд будет таким: литой магниевый (легкий, но капризный, быстро растрескивается), литой алюминиевый (нормальный по совокупности качеств), кованый алюминиевый (прочный и легкий) и кованый магниевый (сверхпрочный и легкий). Но при выборе дисков, понятно, не только технические параметры играют роль. Советуем сразу отбросить крайности: магниевые диски, как литые, так и кованые, — большая редкость, их, как правило, делают только на заказ для спортивных машин.



Все диски имеют стандартную маркировку параметров, независимо от того, какой это диск
легкосплавный (литой) или стальной (штампованный).

param disk.jpg


Например: 15 6.5 5×100 ET45 d54.1

15 — Диаметр диска в дюймах (D)

6.5 — Ширина диска в дюймах.(B)

5×100 — Количество болтов (или гаек) в нашем случае 5. Диаметр, на котором они расположены,

называется PCD (Pitch Circle Diameter) и в нашем случае он равен 100 мм.

При необходимости PCD — можно рассчитать, измерив расстояние (А) между центрами дальних

отверстий (это можно сделать обычной линейкой не снимая колеса с автомобиля):

У дисков с пятью крепёжными болтами (или гайками), для получения значения PCD, расстояние А

нужно умножить на коэффициент 1.051.

1.gif


PCD = A х 1.051

У дисков с четырьмя крепёжными болтами (или гайками):

2.gif


PCD = А

ET45 — Вылет (или вынос). Это расстояние между привалочной плоскостью колёсного диска

(плоскость которой прижимается диск к ступице) и серединой ширины диска. Вылет (ЕТ)

измеряется в мм. и в нашем случае он равен 45 мм.

d54.1 — Диаметр центрального отверстия, которое измеряется со стороны привалочной

плоскости. Диаметр (DIA) измеряется в мм. и в нашем случае равен 54.1 мм.

hump — это небольшие выступы на поверхности диска, сделанные для бескамерной шины.

В поворотах они улучшают фиксацию борта покрышки на диске, тем самым не допуская

разгерметизацию колеса.

Многие производители легкосплавных дисков делают DIA большего диаметра, а для

центровки на ступице используют переходные кольца.
Счастье - это когда тебе завидуют, а нагадить не могут!

МЗМА 402: УЗАМ 1.5, БСЗ, "SOLEX" 21081, ГУР, эл. люк, диски R18, LSD, 5 ст. КПП ВАЗ, ГП 3.8. диск. торм. "по кругу", и много др.

Geka M
Автор темы, Доктор
Аватара
Geka M
Автор темы, Доктор
Возраст: 36
Репутация: -8
С нами: 9 лет 2 месяца
Возраст: 32
Автомобиль: МЗМА 402 1956 г.в. Nissan Teana 250 XV V6 2.5.
Откуда: г. Харьков

Re: Типы и маркировка дисков

#2 Geka » 08.12.2009, 18:38

Хампы:

i.jpeg


Вылет:

Вылет.jpeg
Счастье - это когда тебе завидуют, а нагадить не могут!

МЗМА 402: УЗАМ 1.5, БСЗ, "SOLEX" 21081, ГУР, эл. люк, диски R18, LSD, 5 ст. КПП ВАЗ, ГП 3.8. диск. торм. "по кругу", и много др.

Maximust M
Злой админ
Аватара
Maximust M
Злой админ
Возраст: 34
Репутация: 6
С нами: 9 лет 2 месяца
Возраст: 32
Автомобиль: М-408 1974г.в.
М-21412 1990г.в.
Откуда: Харьков (ХТЗ)

Re: Типы и маркировка дисков

#3 Maximust » 08.12.2009, 21:44

Я думаю если не все то многие скажут Жеке огромное спасибо за данную тему.

НО! Все, что не по теме будет удаляться а виновники будут наказываться.
Фразы типа круто, спасибо, интересно и т.д. и т.п. к теме отношения не имеют.

Geka M
Автор темы, Доктор
Аватара
Geka M
Автор темы, Доктор
Возраст: 36
Репутация: -8
С нами: 9 лет 2 месяца
Возраст: 32
Автомобиль: МЗМА 402 1956 г.в. Nissan Teana 250 XV V6 2.5.
Откуда: г. Харьков

Re: Типы и маркировка дисков

#4 Geka » 26.11.2010, 09:04

Счастье - это когда тебе завидуют, а нагадить не могут!

МЗМА 402: УЗАМ 1.5, БСЗ, "SOLEX" 21081, ГУР, эл. люк, диски R18, LSD, 5 ст. КПП ВАЗ, ГП 3.8. диск. торм. "по кругу", и много др.

Geka M
Автор темы, Доктор
Аватара
Geka M
Автор темы, Доктор
Возраст: 36
Репутация: -8
С нами: 9 лет 2 месяца
Возраст: 32
Автомобиль: МЗМА 402 1956 г.в. Nissan Teana 250 XV V6 2.5.
Откуда: г. Харьков

Re: Типы и маркировка дисков

#5 Geka » 16.12.2010, 21:24

Для вычисления PCD применяются следующие формулы:
- 3 отверстия: PCD=X*1.154
- 4 отверстия: PCD=X*1.414
- 5 отверстия: PCD=X*1.701
- 6 отверстия: PCD=X*2
- 10 отверстий: PCD=X*3.326
Счастье - это когда тебе завидуют, а нагадить не могут!

МЗМА 402: УЗАМ 1.5, БСЗ, "SOLEX" 21081, ГУР, эл. люк, диски R18, LSD, 5 ст. КПП ВАЗ, ГП 3.8. диск. торм. "по кругу", и много др.

Geka M
Автор темы, Доктор
Аватара
Geka M
Автор темы, Доктор
Возраст: 36
Репутация: -8
С нами: 9 лет 2 месяца
Возраст: 32
Автомобиль: МЗМА 402 1956 г.в. Nissan Teana 250 XV V6 2.5.
Откуда: г. Харьков

Re: Типы и маркировка дисков

#6 Geka » 26.12.2010, 09:37

Классический Москвич и марки ближайшие к нему по разболтовке.
Москвич - 5х115
Mercedes - 5х112 (5Х114.3)
BМW - 5 х 120
Mazda - 5 х 114,3

PS: Родные диски Москвич: 4.5J x 13 H2, диаметр ЦО, мм: 82, вылет ЕТ, мм: 30
Счастье - это когда тебе завидуют, а нагадить не могут!

МЗМА 402: УЗАМ 1.5, БСЗ, "SOLEX" 21081, ГУР, эл. люк, диски R18, LSD, 5 ст. КПП ВАЗ, ГП 3.8. диск. торм. "по кругу", и много др.

Geka M
Автор темы, Доктор
Аватара
Geka M
Автор темы, Доктор
Возраст: 36
Репутация: -8
С нами: 9 лет 2 месяца
Возраст: 32
Автомобиль: МЗМА 402 1956 г.в. Nissan Teana 250 XV V6 2.5.
Откуда: г. Харьков

Re: Типы и маркировка дисков

#7 Geka » 19.11.2011, 15:12

Расчет ET (вылета) по формуле ET=a-b/2, где b – общая ширина диска.

Изображение
Счастье - это когда тебе завидуют, а нагадить не могут!

МЗМА 402: УЗАМ 1.5, БСЗ, "SOLEX" 21081, ГУР, эл. люк, диски R18, LSD, 5 ст. КПП ВАЗ, ГП 3.8. диск. торм. "по кругу", и много др.

Geka M
Автор темы, Доктор
Аватара
Geka M
Автор темы, Доктор
Возраст: 36
Репутация: -8
С нами: 9 лет 2 месяца
Возраст: 32
Автомобиль: МЗМА 402 1956 г.в. Nissan Teana 250 XV V6 2.5.
Откуда: г. Харьков

Re: Типы и маркировка дисков

#8 Geka » 26.11.2011, 21:30

АЗЛК 2141 и их мод.:
1. 5Jx14 PCD:4/108 Dia:52.00 ET35
2. 5.5Jx14 PCD:4/108 Dia:52.00 ET40
3. 6Jx14 PCD:4/108 Dia:52.00 ET45

Классические Москвичи:
4.5Jx13/5x115 D82 ET30
5Jx13/5x115 D82 ET30
По некоторым данным Dia:74

МЗМА:
4.5J(4J)x15
Счастье - это когда тебе завидуют, а нагадить не могут!

МЗМА 402: УЗАМ 1.5, БСЗ, "SOLEX" 21081, ГУР, эл. люк, диски R18, LSD, 5 ст. КПП ВАЗ, ГП 3.8. диск. торм. "по кругу", и много др.

ПROФECOR
Аватара
ПROФECOR
Возраст: 30
Репутация: 0
С нами: 8 лет 9 месяцев
Возраст: 22
Автомобиль: Москвич 2141
Откуда: Харьков,Одесская

Re: Типы и маркировка дисков

#9 ПROФECOR » 30.12.2011, 13:09

очень полезная информация при выборе дисков и резины!!
http://avtoshyna.info/shinnyiy-kalkulyator.html

ПROФECOR
Аватара
ПROФECOR
Возраст: 30
Репутация: 0
С нами: 8 лет 9 месяцев
Возраст: 22
Автомобиль: Москвич 2141
Откуда: Харьков,Одесская

Re: Типы и маркировка дисков

#10 ПROФECOR » 30.12.2011, 13:12


Усатый
Аватара
Усатый
Возраст: 32
Репутация: 0
С нами: 6 лет 10 месяцев
Возраст: 26
Автомобиль: Москвич 21412
Откуда: Харьков

Re: Типы и маркировка дисков

#11 Усатый » 30.12.2011, 13:20

ПROФECOR писал(а):очень полезная информация при выборе дисков и резины!!
http://avtoshyna.info/shinnyiy-kalkulyator.html
Полезная и нужная штука!

chaika
Аватара
chaika
Возраст: 41
Репутация: 2
С нами: 9 лет 2 месяца
Возраст: 0
Автомобиль: Арахисово-коричневый
Откуда: г.Ахтырка Сумской обл. 100 км от Харькова.

Re: Типы и маркировка дисков

#12 chaika » 30.12.2011, 15:08

Было б не плохо добавить информацию про болты\гайки, какие например бывают типы, какими прикручивают штамповку, какими литье и ковку.

Geka M
Автор темы, Доктор
Аватара
Geka M
Автор темы, Доктор
Возраст: 36
Репутация: -8
С нами: 9 лет 2 месяца
Возраст: 32
Автомобиль: МЗМА 402 1956 г.в. Nissan Teana 250 XV V6 2.5.
Откуда: г. Харьков

Re: Типы и маркировка дисков

#13 Geka » 02.02.2012, 17:56

Для классических Москвичей (с передними дисковыми тормозами) диски подбирайте с DIA не менее 71 мм.
Счастье - это когда тебе завидуют, а нагадить не могут!

МЗМА 402: УЗАМ 1.5, БСЗ, "SOLEX" 21081, ГУР, эл. люк, диски R18, LSD, 5 ст. КПП ВАЗ, ГП 3.8. диск. торм. "по кругу", и много др.

Geka M
Автор темы, Доктор
Аватара
Geka M
Автор темы, Доктор
Возраст: 36
Репутация: -8
С нами: 9 лет 2 месяца
Возраст: 32
Автомобиль: МЗМА 402 1956 г.в. Nissan Teana 250 XV V6 2.5.
Откуда: г. Харьков

Re: Типы и маркировка дисков

#14 Geka » 08.02.2012, 10:08

Посчитал расстояние от привалочной плоскости до внутреннего края диска для АЗЛК 2141 (не путаем с ЕТ), на рисунке обозначено буквой "a" = от 10 см до 10.5 см, диски с такими параметрами без проблем станут на авто.

Для АЗЛК 2140 = от 8.715 см до 9.35 см, диски с такими параметрами без проблем станут на авто.

Изображение

У меня стали диски с такими параметрами 7.0Х14 ET10 DIA74, расстояние "а" получилось 9.89 см, разница с родными 0.54 см, хотя параметры сильно отличаются. Зная данные дисков все можно просчитать.
Счастье - это когда тебе завидуют, а нагадить не могут!

МЗМА 402: УЗАМ 1.5, БСЗ, "SOLEX" 21081, ГУР, эл. люк, диски R18, LSD, 5 ст. КПП ВАЗ, ГП 3.8. диск. торм. "по кругу", и много др.

Geka M
Автор темы, Доктор
Аватара
Geka M
Автор темы, Доктор
Возраст: 36
Репутация: -8
С нами: 9 лет 2 месяца
Возраст: 32
Автомобиль: МЗМА 402 1956 г.в. Nissan Teana 250 XV V6 2.5.
Откуда: г. Харьков

Re: Типы и маркировка дисков

#15 Geka » 08.02.2012, 10:21

chaika писал(а):Было б не плохо добавить информацию про болты\гайки, какие например бывают типы, какими прикручивают штамповку, какими литье и ковку.

1. Крепёж дисков

Не стоит пренебрегать важностью выбора крепежа для колёс автомобиля. Ведь единственно, что удерживает автомобиль на дороге, это колёса.

В чём же различия и особенности крепежа? Колёса могут крепиться к ступице автомобиля 2 видами крепежа: болтами или гайками (шпильки жестко закреплены в ступице).

Изображение

Изображение

Различают несколько видов колесного крепежа (на рисунке слева-направо):
1 - болт (гайка) с конической прижимной частью без подголовка (грани головки выходят на конус);
2 - болт (гайка) с конической прижимной частью и подголовком (небольшой цилиндрический отступ 1,3 мм в конце прижимной части);
3 - болт (гайка) со сферической прижимной частью и подголовком.
4 - крепеж с плоской торцевой поверхностью (планшайба) (используют на некоторые зарубежные автомобили)

Важно! Прижимные части болтов и гаек должны обязательно совпадать с профилем отверстий в диске колеса, так как обеспечивают правильную центровку колеса на ступице. Это особенно важно при креплении колеса гайками.

По параметрам резьбы:

Детали крепления колес отечественных и многих марок зарубежных европейских автомобилей имеют метрическую резьбу: М10х1,25; М12х1,25; М12х1,5; М14x1,5. У европейских автомобилей (предназначенных для экспорта в США, Англию и страны, бывшие ее колониями) крепежные детали колес изготовляются с дюймовой резьбой. Все болты, как стандартные, так и метрические классифицируются по диаметру, шагу резьбы и длине. При этом на американских автомобилях применяют крепежные детали как с дюймовой (7/16'', 1/2'', 9/16'', 1/2''), так и с метрической резьбами. Наиболее распространен крепеж с резьбой 1/2''. Например, стандартный болт 1/2х13х1 имеет полдюйма в диаметре, 13 витков резьбы на один дюйм и длину 1 дюйм. Метрический болт М12х1.75х25 имеет диаметр 12 мм, шаг резьбы 1,75 мм и длину 25 мм.

Еще один параметр соответствия, касающийся в основном болтов, - это их длина.
Для установки штампованных (стальных) дисков применяют короткие болты, для литых/кованых (легкосплавных) дисков – как правило, длинные.
Правильно подобранный по длине болт заходит на полную толщину ступицы и выступает на 3-4мм за ее пределы (должно быть 6-8 полных витков).

Важно! Большее выступание грозит задеванием болтов за детали неподвижного тормозного механизма, а то и полным заклиниванием.
Малый заход болта в ступицу, обусловленный недостаточной его длиной, делает крепление колеса ненадежным и приведет к повреждению резьбы и в отверстиях, и на самих болтах. После такой установки колеса уж точно долго не продержатся.

Болты или гайки крепления колес обычно затягивают моментом около 10-11 кгс/м, если в «Руководстве по эксплуатации автомобиля» не указано другое (усилие затяжки должно соответствовать величине рекомендованной заводом). При этом болты (гайки) должны быть слегка смазаны любой густой смазкой. Если алюминиевые диски имеют декоративные колпаки, крепящиеся винтом (иногда с «секреткой»), обязательно обильно смажьте эти винты каким-либо антикоррозионным составом (мовиль, тектил, растстоп и т.п.), в противном случае у Вас могут возникнуть проблемы с их отвинчиванием. Нелишне смазать и резьбу гаек (шпилек) и болтов крепления колес тонким слоем пластичной или графитовой смазки.

Проставочные кольца

На сегодняшний день значительная часть литых (кованых) дисков является универсальными (т.е. подходят на автомобили разных производителей), поэтому ступичное отверстие диска делают максимально большего размера. Диапазон ступиц 54,1-73,1. Это общепринятая практика среди производителей дисков.

При движении, под действием центробежной силы и из-за разницы ступиц автомобиля и диска увеличивается нагрузка на крепёж, происходит расширение крепёжных отверстий и колесо начинает вращаться по овальной траектории. Появляется "биение" руля (как правило, чувствоваться это начинает при скорости свыше 100 км/ч). Повторная балансировка ничего не меняет… А между тем начинается преждевременный износ шин и деталей ходовой части автомобиля (подвески, шаровых опор, рулевой рейки, амортизаторов). И всё это из-за отсутствия маленьких проставочных колец.

Для правильной центровки диска на ступице автомобиля используют проставочные (центровочные) кольца.

Различают несколько видов проставочных колец:

1) Пластиковые кольца (делают из не жаропрочной пластмассы или из силуминового сплава):
- недолговечны по причине хрупкости материала и, как правило, являются "одноразовыми"
- низкая стоимость
- наиболее распространённые

2) Металлические кольца (изготавливают из алюминиевого сплава):
- дороже пластиковых
- встречаются в продаже реже. Как правило, делают на заказ.
Счастье - это когда тебе завидуют, а нагадить не могут!

МЗМА 402: УЗАМ 1.5, БСЗ, "SOLEX" 21081, ГУР, эл. люк, диски R18, LSD, 5 ст. КПП ВАЗ, ГП 3.8. диск. торм. "по кругу", и много др.

Geka M
Автор темы, Доктор
Аватара
Geka M
Автор темы, Доктор
Возраст: 36
Репутация: -8
С нами: 9 лет 2 месяца
Возраст: 32
Автомобиль: МЗМА 402 1956 г.в. Nissan Teana 250 XV V6 2.5.
Откуда: г. Харьков

Re: Типы и маркировка дисков

#16 Geka » 08.02.2012, 18:38

Нашел интересное решение для смены PCD:

Итальянский оцинкованный мобильный болт Bimmec. Предназначен для крепления дисков, параметр PCD которых отличается от оригинального параметра автомобиля до 2мм. Напрмер, такой болт позволит поставить диски, параметр PCD которых равен 5*112 на автомобиль, для которого параметр PCD дисков должен быть равен 5*110, или наоборот. Цену и наличие уточняйте у наших менеджеров.

Изображение

http://disk-i-shina.com.ua/aksessuary.htm
Счастье - это когда тебе завидуют, а нагадить не могут!

МЗМА 402: УЗАМ 1.5, БСЗ, "SOLEX" 21081, ГУР, эл. люк, диски R18, LSD, 5 ст. КПП ВАЗ, ГП 3.8. диск. торм. "по кругу", и много др.

MEHANIK
Аватара
MEHANIK
Возраст: 23
Репутация: 1
С нами: 7 лет 8 месяцев
Возраст: 20
Автомобиль: ИЖ-21251, Daewoo Gentra две любимые игрушки.

Re: Типы и маркировка дисков

#17 MEHANIK » 08.02.2012, 18:39

Geka
это как типо плаваюшие болты :?

Лёва
Злостный флудер
Лёва
Злостный флудер
Возраст: 28
Репутация: 3
С нами: 7 лет 3 месяца
Возраст: 26
Автомобиль: АЗЛК-21412, серый металлик, 1992 г.в.

ГАЗ-2410, 1978 года выпуска, чёрного цвета!
Откуда: Харьков, Роганский ж/м

Re: Типы и маркировка дисков

#18 Лёва » 09.02.2012, 00:46

хороший сайт! ну просто очень интересный, и Москвичёвские проставки на 20 мм. под БМВшные 18 диски!!!! :D :D :D


Вернуться в «Техническая»

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 1 гость